
Управление долгами.
Отсутствие системы управления долгами. Как ее выстроить?
Категорирование контрагентов – решение вашего вопроса. Нежелание внедрения системы управления дебиторской задолженностью: "ну нельзя же всех грести под одну гребенку". Согласен. Поэтому необходимо ввести категории должников. Для каждой категории должников должны действовать свои регламенты, сроки и вопросы «мягкости» или «жесткости» в решении взыскания долга. Рейтинг должников можно градировать по уровням цифровым, буквенным, где 1 или А – это уровень добросовестного должника, а уровень 4 или D - это уровень самого ненадежного Должника.
Я делаю градацию должников по цветам (так удобнее анализировать в таблицах):
- Зеленый – добросовестный Должник с активами, у которого имеются адекватные люди для переговоров, заслуживают доверие своей многолетней репутацией и действиями прошлых лет.
- Желтый – добросовестный Должник с активами, обороткой, но оттягивающий выплаты и любящий судиться или «оттяпывать» какие-то суммы в спорах.
- Оранжевый – недобросовестный Должник, который ведет какую-то деятельность (компания с историей и многочисленными судами). Должник не уходит в игнор, но постоянно сопротивляется кредиторам. Иногда в исполнительном производстве погашения долгов идут «рваными частями», когда Должник находит новые заказы. Деятельность такого Должника носит разовый характер и погашения идут частями, в зависимости от сезонов, желания работать.
- Красный – недобросовестный Должник без активов, без истории, без намерений к переговорам, с пустым адресом. С таким невозможно работать, но иногда вы попадаетесь на таких и это тоже материал для работы.
Если должник в группе высокого риска, можете сразу отправлять досудебную претензию, чтобы не терять время. Выше была статья и файл о соотношении безвозвратного долга пропорционально количеству дней. Углубляясь в рейтинги, ситуация выглядит не так упрощенно. Для каждого должника имеются свои вероятности.
Рейтинги необходимо периодически пересматривать.
- Анализ данных о контрагенте, показателей его просрочки платежей, размер долга и темпы его роста. Хороший контрагент часто попадает в разряд самых заядлых неплательщиков. - Анализ финансовой устойчивости контрагента.
- Информация о компании внутри (массовые сокращения, задержка заработной платы, потеря ключевых клиентов, покупателей, сокращение активности на рынке и объёмов продаж) и так далее.
- Не устану повторять: процессы, системность, последовательность – это ваш залог успеха.
Систематическое следование регламенту без оглядки, что это чей-то родственник, знакомый, просто хороший парень, позволит выстроить высокоуровневую систему работы и сократить задолженность.
Регламент должен содержать:
- - понятийные термины и общие положения данного документа;
- - систему оценки контрагента для присвоения рейтинга;
- - систему оценки контрагента в процессе работы с ним; - порядок и регламент работы специалистов по взысканию задолженности;
- - ответственность специалистов за неисполнение регламентов или неэффективную работу с должником.
Регламент должен периодически проверяться и улучшаться. Это не формализм, а рабочий инструмент. Следует помнить, что долги должников в конце концов становятся вашими долгами. Как там в одной книге писали: «Наша контора давно обанкротилась и расходов не считает…»
Банкуйте, сколько хотите. Тут тоже самое. Не уследите – потеряете. А Должнику уже будет все равно, когда долг становится неподъемным, его размер не имеет значения.